На самом деле, есть много способов написания IRC-клиента. Во-первых, это прямая работа с IRC-протоколом. Дело весьма напряжное, и помочь в нем тебе сможет либо старый добрый Indy, либо библа WSocket из комплекта интернет-компонентов ICS (Internet Component Suite). Собственно, если посмотреть на www.torry.net/irc.htm - список наиболее популярных IRC-компонентов, можно обнаружить, что большая их часть именно так и поступает - использует Indy либо WSocket. Заметь, при этом они не стесняются требовать у тебя десятки долларов за использование их софта. Компонент ActiveIRC лишен этого недостатка, поэтому именно про него я сегодня и расскажу. ActiveIRC Component Представляет он собой обычный бесплатный ActiveX компонент. В поставку компонента входит файл "ActiveIRC installer.exe" плюс документация. По большому счету, никакой документации к нему и не требуется - все предельно ясно, но для интереса можно и ознакомиться - там есть описание нескольких полезных функций. После запуска обозначенного exe-файла тут же появится сообщение... об удачной установке. Но радоваться еще рано, т.к. если ты запустишь Delphi и откроешь в компонентах вкладку "ActiveX", то, разумеется, ничего не найдешь. Почему? Да потому, что разбаловались Вы, батенька, и привыкли, что инсталлятор делает все за Вас. На самом же деле он только переносит свой OCX файл в WINDOWS\SYSTEM, а регистрировать его придется уже ручками: component -> import ActiveX control -> ActiveIrc ActiveX -> выбрать файл Activeirc.ocx из системного каталога и инсталлировать его. Теперь он появится во вкладке ActiveX, и его можно смело класть на форму. Наша форма будет довольно простой, состоящей из следующих элементов: 4 компонента Edit, 4 Кнопки, 3 Label, 1 Memo и собственно сам ActiveIRC. А теперь проставим названия: Label1 - свойство "caption" - "Сервер:" Label2 - свойство "caption" - "Порт:" Label3 - свойство "caption" - "Ник:" Button1 - свойство "caption" - "CONNECT" Button2 - свойство "сaption" - "JOIN" Button3 - свойство "caption" - "Leave" Button4 - свойство "caption" - "Сказать" Label'ы 1-3 будут сопровождать соответствующие Edit'ы. Также можешь создать Edit'ы для ввода других данных, которые могут тебе понадобиться. Для них существуют свойства Email, FullName и Ident (в последнем обычно прописано "localhost"). У каждой кнопки есть свой caption. Он соответствует назначению каждой кнопки. Например, Button1 - CONNECT, отвечает за соединение с сервером. JOIN - зайти на канал. В общем-то, можно обойтись и без батонов - вместо них написать обработчик OnKeyDown для Edit4 (в нем мы будем писать наши сообщения). Например, обработка команды "/JOIN #LOVE" сведется к удалению из строки всех символов от "/" до "#" и запуску процедуры: ActiveIrc1.Join ('#LOVE');. Коннект и общение Для коннекта к серверу и передачи данных о пользователе мы с тобой слепили кнопку "CONNECT". Давай посмотрим на ее событие OnClick: ActiveIrc1.server:= edit1.Text; ActiveIrc1.port:= strtoint (edit2.text); ActiveIrc1.nick:= edit3.Text; ActiveIrc1.Connect; Правда, здесь я прописываю не все свойства, а только те, без которых трудно обойтись. Далее вызовом метода Connect запускаем процесс соединения. Как ты, наверное, догадался, главным компонентом у нас будет Memo1. Именно в нем будут отображаться все сообщения. А поскольку каждое сообщение - это уже событие (я имею в виду Event), давай создадим необходимые обработчики: OnConsole - как только ты получаешь очередную порцию данных, например, служебная инфа от сервера, активизируется это событие. Единственное, что оно может дать - это переменную text, содержащую в себе само сообщение, поэтому пиши: memo1.lines.add (text);. OnIRCReady - когда IRC-сервак будет готов принимать твои команды и свойство IsConnected примет значение TRUE, вызывается этот Event. В его обработчик достаточно написать, допустим, уведомление об этом: Memo1.Lines.Add ('Готов к труду и обороне!');. OnMessage - сообщение, отправленное любым пользователем на канале, активирует этот Event. Естественно, что и возвращает он нам: channel - имя канала, user - ник юзера, text - собственно само сообщение. В его обработчик я написал: memo1.Lines.Add('('+channel+')'+user+'> '+text);. Заметь, что в этом случае к каждой мессаге будет приплюсовываться имя канала, с которого она отправлена. Это необходимо, если пользователь беседует на нескольких каналах, а при этом для чата используется всего одно окно. Вот пример такого сообщения: (#Xakep)Petrovis> Да, наш админ тоже этим страдает :). OnPrivateMessage - если какой-нибудь пользователь соизволил сделать на тебя /msg, т.е. отправить личное сообщение, придется обработать этот Event. Как это сделать - решать тебе (тут большой простор для фантазии, особенно для бывалого скриптера), но я сделал просто: memo1.Lines.Add('Приват от '+user+'--> '+text);. OnUserJoins - в его обработчик ты можешь записать реакцию на приджойнившегося к каналу юзера. Я сделал простое уведомление: memo1.Lines.Add('Пришел товарищ '+user+' на канал: '+channel+'!'); Ничто не мешает тебе сделать автоматическое приветствие в духе: if User = 'Petya' then ActiveIRC.Say (Edit5.text, 'Привет, уважаемый! Давно ждал тебя :)'); OnUserKick - когда скрипты только входили в моду, это событие было крайне необходимо для любителей сетевых разборок. После того как на канале кто-то кого-то кикнет, в твое распоряжение поступят константы: channel - канал, kickedby - имя обидчика, UserKicked - имя обиженного, Reason - основание. Как реагировать на это событие - решать тебе. OnUserQuits - твоя реакция на чей-то уход с канала. В этом событии содержится имя покинувшего IRC-сервер пользователя. События изучили, теперь перейдем к самому кодингу. Начнем с OnClick для кнопки "JOIN": ActiveIrc1.Join(edit5.Text), а в OnClick для "LEAVE", соответственно - ActiveIrc1.Leave;. Чтобы послать сообщение на канал или лично юзеру, нам понадобится кнопка "Сказать". Строчка ActiveIrc1.Say(edit5.Text,edit4.Text); позволит отправить на канал сообщение из Edit5 (Edit4 - это имя канала), но если первым аргументом будет прописан чей-то ник, то у этого пользователя откроется окно с приват-сообщением. Полезные функции Помимо той основы, что я описал, у этого компонента присутствуют еще несколько интересных функций: boolean Raw(string: command) - напрямую отправляет команду IRC-серверу без обработки ActiveIRC. В случае успеха возвращает TRUE. boolean CTCPRequest(string nick, string ctcp, string info) - направляет пользователю CTCP-запрос. Очень поможет, если тебе захочется узнать: VERSION - версию его IRC-софта. PING - пинг к юзеру. TIME - локальное время юзера. Действительно, это бывает полезным, особенно если ты любишь разговаривать с иностранцами. boolean CTCPReply(string nick, string ctcp, string reply) - отвечает на CTCP-запрос. boolean GetChannelMode(string channel, string mode) - возвращает тебе режим, в котором работает канал. Например: i - invite only. Если ты не относишься к приглашенным - извини. Вход закрыт. M - Moderated. N - No external messages. T - только ОПы могут устанавливать темы. boolean GetUserMode(string channel, string user, string mode); - то же самое, но для пользователя. В данном случае он может быть либо о (ОП), либо v (войс). И вновь продолжается бой! Что ж, теперь у тебя в руках есть все необходимое. Осталось только напрячь свою фантазию, сделать красивый интерфейс и выложить полученный результат в инет для общего скачивания. Не будь жадным - выкладывай все бесплатно, а по возможности давай и сорсы. Так у тебя больше шансов быть замеченным. Вдруг ты задвинешь mIRC своим супернавороченным клиентом :). Автор: Лозовский Александр
Источник: http://www.codenet.ru/progr/delphi/stat/irc.php |